Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #50, ЯНВАРЬ 2005 г.

Максимальная энциклопедия

Федор (fm) Галков

Спецвыпуск: Хакер, номер #050, стр. 050-040-5


Сплайны

Сплайны - двух- или трехмерные кривые и геометрические фигуры. По умолчанию их не видно при рендеринге, что можно исправить отметив галочку Renderable на закладке Modify. Всего существует 11 стандартных сплайнов, которые создаются с помощью Create - Shapes - Splines.

Сплайны, как и сетки, можно редактировать. Превратить сплайн в редактируемый просто: правый клик, Convert To: - Convert to Editable Spline. Если выбрать редактирование на уровне вершин и щелкнуть правой кнопкой мыши по любой из них, то каждая вершина обнаружит свою явную принадлежность к одной из следующих групп: Corner - угловая, Smooth - сглаженная, Bezier - регулируемо сглаженная, Bezier Corner - регулируемо угловая. Редактируя тип вершины, можно изменить сплайн до неузнаваемости. Если в нем недостаточное количество вершин, то можно добавить их кнопками Refine или Insert на закладке Modify. Если нужно присоединить к одному сплайну другой, выдели любой из них, и, нажав Attach, щелкни по второму.

Есть несколько десятков приемов редактирования сплайнов, а я опишу лишь один из них (по-моему, самый полезный). Если в сплайне присутствуют самопересечения, например, после объединения двух сплайнов, то может возникнуть необходимость избавиться от лишних сегментов (классический пример - создание деки скрипки). Берем эллипс, повторяющий очертания деки, и выставляем две окружности по бокам в тех местах, где требуется сделать углубления. Объединяем эти сплайны в один, выбираем редактирование на уровне сплайнов и жмем кнопку Trim на закладке Modify. После щелчка по лишним сегментам они самоликвидируются. Последний штрих: переходим к редактированию на уровне вершин и с помощью Weld объединяем двойные вершины в местах бывших пересечений. Готово.

А зачем нужны сплайны?

Для начала их можно выдавить из плоскости, другими словами, добавить сплайну высоту. К примеру, звездочку или шестеренку проще всего слепить из сплайна, а потом просто добавить ей объема, для чего придется воспользоваться модификатором Extrude. Параметр Amount определяет высоту, а Cap Start и Cap End решает, закрывать ли начало и конец получившейся фигуры. Похожий эффект обеспечивает модификатор Bevel, делающий многослойное выдавливание, причем такие слои, возможно, будут отличаться друг от друга масштабом. Итого, мы получили такой же выдавленный сплайн, только с выпуклыми или вогнутыми краями. Параметры Level 1 - Level 3 задают нужное количество слоев, Height - высота слоя, Outline - масштабирование, а Smooth Across Levels - сглаживание вдоль уровней.

Другой способ “оттрехмерить” сплайн - создать объект вращения. Разные бокалы, бутылки, банки и стаканы производятся именно таким образом. Сплайны создают половину поперечного сечения объекта, а дальше дело за модификатором Lathe. Параметр Direction задает то, вокруг какой оси будет происходить вращение (X, Y или Z), а параметр Align - вокруг какой оси сплайна (вокруг центральной или крайних). Если в центре получившегося объекта проявятся какие-то артефакты, то придется отметить галочку Weld Core.

Назад на стр. 050-040-4  Содержание  Вперед на стр. 050-040-6