Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #51, ФЕВРАЛЬ 2005 г.

Linux на десктопе

Петр "Roxton" Семилетов

Спецвыпуск: Хакер, номер #051, стр. 051-052-5


В целом, несмотря за некоторое выборочное отставание в поддержке нового железа (хотя версии Linux для 64-битных процессоров AMD появились раньше других массовых систем), Linux является системой, пригодной для полноценного использования на десктопах. Если бы это не было так, то крупные компании, такие как Novell, RedHat, Mandrake, не видели бы спроса на десктоп-ориентированные дистрибутивы и не выпускали бы их. Однако факты убеждают нас в обратном. Выпускаются как десктоп-ориентированные дистрибутивы, так и те, которые заточены под использование на серверах или в бизнесе. К "десктопу" начинает склоняться даже Debian, которая работает над приближением своей установочной утилиты к конечному пользователю - к чайнику, а не к гуру.

Дистрибутивы уже давно оснащаются центрами управления настроек системы. В RedHat/Fedora Core это Anaconda, в Mandrake - Mandrake Control Center, в SUSE - YAST. Рабочие среды KDE и GNOME тоже начали интегрировать в себя функции по конфигурации Linux - не только ядра и его модулей, но и подсистемы видео.

А им лишь бы поиграть

Итак, хватает и средств настройки, и программного обеспечения, однако нельзя не учитывать еще один фактор - игры с большими бюджетами. "Десктоп"-сектор прочно ассоциируется у нас не только с офисными пакетами или видеоплейерами, но и с коммерческими играми от крупных издателей. Windows - не лидирующая платформа для производителей коммерческих игр. Ниша игровых консолей - вот основной рынок сбыта крупных проектов. И только после нее - Windows. Под Linux на коммерческих началах выпускаются в основном те игры, графика которых построена на OpenGl, то есть чаще всего на движках от idSoftware.

Выпуск коммерческих игр под Linux зависит от двух факторов. Фактор первый - спрос. Спрос уже есть - Linux сейчас вышел в широкие массы, и многие используют его в качестве игровой платформы Windows, которую держат на машине параллельно с Linux, или пытаются запускать Windows-игры через эмуляторы вроде WINE. Фактор второй, сдерживающий - драйверы видеокарт, вернее их 3D-часть. Пока производители видеокарт не станут поддерживать Linux-драйверы на том же уровне, что и под Windows, разработчики игр будут считать область создания игры под Linux проблемной.

Нередко бывает и наоборот: разработчики игр вынуждают производителей видеокарт обеспечивать более полную поддержку своих изделий под Linux. Это хорошо видно даже на примере выпуска DOOM 3. Поскольку с последними к тому времени драйверами от ATI новый DOOM не работал, то команде разработчиков драйверов в ATI пришлось поторопиться, чтобы выпустить свежие драйверы, с которыми DOOM заработал нормально.

Жил одни знаменитый барон, который вытащил сам себя из болота за волосы. Так и со многим в компьютерном мире. Чем больше разработчиков коммерческих игр будут втягиваться в разработку многоплатформенных игр (я не говорю о разработке игр именно под Linux), тем более ударно будет развиваться эта отрасль, и тем больше она будет влиять на распространение Linux в десктоп-сегменте рынка.

Назад на стр. 051-052-4  Содержание  Вперед на стр. 051-052-6