Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #53, АПРЕЛЬ 2005 г.

Шаровароварение: ингредиенты

Евгений "Firstborn" Рогов

Спецвыпуск: Хакер, номер #053, стр. 053-014-1


(jevgenijsr@gmail.com)

Или как из классного кода сделать коммерчески успешный продукт

Твоя революционная идея нашла свое воплощение в безупречном коде, ты уже рвешься в бой завоевывать просторы шароварных рынков! Похвально, но голый код никто не купит. Почему? Есть тысяча причин, и некоторые из них я постараюсь изложить на нескольких следующих страницах...

Не кодом единым

Не мне рассказывать, что программный продукт состоит не только из кода. Ты не раз инсталлировал самый разный софт и наверняка вспомнишь, что кроме собственно программного модуля ты кое-что получал в нагрузку. Взять хотя бы сам инсталлятор, который производит установку продукта. Сейчас уже многие известные архивы программ (TuCows, например) серьезно скинут очки твоему детищу, если у него отсутствует инсталлятор и деинсталлятор. Кроме того, как правило, в комплекте с программой присутствует справочная система в том или ином виде. Тебе это может показаться малосущественным: кто будет читать этот help? Пользователи твоего софта, которые, скорее всего, знают о нем намного меньше, чем ты. Вполне вероятно, что они имеют достаточно слабое представление о компьютерах вообще, так что грамотная справка им отнюдь не помешает, а вот ее отсутствие может просто отпугнуть потенциального покупателя, потому что является признаком низкокачественного программного продукта.

И наконец, не следует забывать об интерфейсе пользователя как таковом и о его графическом оформлении - иконках, пиктограммах, кнопках и прочих скинах. Интерфейс - это как раз то, с чем сталкивается пользователь, впервые скачавший твое творение и имеющий намерение с ним сколько-нибудь плотно ознакомиться. А встречают, как известно, по одежке, так что если ты хочешь произвести приятное впечатление своим продуктом, придется слегка попотеть над созданием удобного, прозрачного и красивого пользовательского интерфейса. Итак, поехали!

Твой фейс

Для начала несколько слов о том, что твой средний пользователь будет напрямую ассоциировать с твоим проектом как таковым. Речь, как несложно догадаться, пойдет о пользовательском интерфейсе. Как сделать общение пользователя с твоей shareware настолько приятной, чтобы он захотел отстегнуть свои кровные на регистрацию? Задача непростая, но тем не менее разрешимая.

Во-первых, тебе необходимо хорошо представлять себе, кто твой пользователь и чего он хочет от твоей программы. Во-вторых, на основе этого представления ты сможешь составить модель поведения твоего среднего пользователя: какие действия и в какой последовательности он будет совершать. В-третьих, на основе уже имеющейся модели поведения пользователя спроектировать интерфейс, точнее, его первую версию: он должен быть таким, чтобы пользователь тратил как можно меньше времени, а также умственных и физических усилий на выполнение своих основных задач. В общем и целом получается задача минимизации усилий неизвестного индивидуума, который сам не знает, что он хочет от программы и как всего этого добиться от нее же, - что может быть проще? :)

При проектировании интерфейса имеет смысл придерживаться нескольких простых принципов, первый из которых - не делать никаких предположений относительно знаний и умений потенциального пользователя. То есть в общем случае не стоит разрабатывать такую модель взаимодействия пользователя и софта, в которой предполагается, что пользователь - кандидат физико-математических наук. При ориентации на такого пользователя ты автоматически исключаешь из числа своих клиентов тех, у кого квалификация ниже. А зачем тебе это? Твоя цель - добиться как можно большего количества регистраций твоего продукта, чего можно добиться соответствующим увеличением количества пользователей продукта. Принцип массовости - одна из основ удачного shareware-проекта! Так что сделай свой интерфейс таким, чтобы и пятилетний ребенок мог в нем разобраться, тогда и кандидат наук не оплошает.

Содержание  Вперед на стр. 053-014-2