Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Препарируя и выбирая

Геннадий Курлаев

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-026-1


(kurlaev@list.ru)

Устройство, выбор и секреты цифровой камеры

Что такое камера? Вопрос некорректный, поскольку на свете существуют фотокамеры, кинокамеры, видеокамеры, камеры от автопокрышек и многие другие устройства с похожими названиями.

Итак, нас интересует видеокамера. Нужно сказать, что устройство видеокамеры при всем обилии напиханной в нее электроники весьма простое и намного проще, чем, скажем, устройство кинокамеры (хотя в последней электроники гораздо меньше).

Чем вообще отличается кинокамера от видеокамеры? Кинокамера фиксирует 24 (25) кадров в секунду на кинопленку фотографическим способом, протягивая пленку для смены кадра, соответственно, 24 раза в секунду. Видеокамера фиксирует 25 (24) кадров в секунду на сменный носитель закодированного электрического сигнала. Обычно используется видеокассета, но некоторые модели пишут на диск или на flash-карту. Съемка кинокамерой в десятки раз дороже и требует специальной профессиональной подготовки. Оставим это киношникам-профессионалам. Обычным людям, вроде нас с тобой, доступны видеокамеры. О них и пойдет речь.

Устройство видеокамеры

Итак, рассмотрим основные узлы видеокамеры.

Объектив - собранная в обойму система линз, фокусирующая световые лучи, идущие от предметов. В результате фокусировки получается перевернутое изображение пространства, попавшего в поле зрения объектива. Простейшим объективом является обычная лупа, однако в современных объективах применяется система из нескольких линз. Для чего? Дело в том, что изображение, сфокусированное обычной лупой, сильно искажается (искривляется) от центра к краям. Для того чтобы исправить эти искривления, называемые у больших дядей аберрациями, к линзе добавляют систему исправляющих линз. Чем дороже объектив, тем меньше искажений он вносит в изображение. Однако с увеличением числа линз в объективе появляется другая проблема: каждая линза отражает часть светового потока обратно. Из-за этого появляются блики, размытости изображения и, конечно же, уменьшается световой поток. Чтобы бороться с этим безобразием, на все линзы наносят просветляющий слой - тончайшую антибликовую пленку толщиной в несколько микрон, которая не дает лучам отражаться от поверхности линзы. В результате основная часть лучей проходит внутрь объектива и попадает на матрицу. Различают три вида просветления: синее, красное и зеленое. Самое грубое – красное, самое тонкое и дорогое – зеленое. Качество стекла, сборки и просветления влияют на цену объектива. Все профессиональные объективы стоят от $1000. На профессиональных видеокамерах Betacam стоимость объектива колеблется от $10 000 до 50 000. На наших полулюбительских-полупрофессиональных камерах mini DV и DV-CAM она составляет около $1000. Что тоже весьма немало.

Чтобы к тратам на покупку камеры не прибавились траты на ремонт объектива, нужно строго соблюдать правила эксплуатации. Правило первое и основное - неприкасаемость поверхности объектива. Защитное стекло (ультрафиолетовый фильтр) на объектив необходимо купить сразу после покупки камеры. Дело в том, что слой просветления очень тонкий и непрочный. Отпечаток пальца разъедает просветляющий слой, если не удалить его немедленно. Как назло, каждое протирание тряпочкой (салфеткой) тоже повреждает просветляющий слой, и восстановить его будет невозможно. Поэтому пыль с объектива сдувается только грушей или струей сжатого воздуха из специального баллончика (есть в продаже). И только в крайнем экстренном случае допускается смахнуть сор новой не использованной беличьей кисточкой (на очень худой конец - мягкой салфеткой). Больше - ничем!

Содержание  Вперед на стр. 054-026-2