Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Обзор программы Final Cut Pro

Иван Полумрак

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-032-1


support@radiokurs.ru

Нелинейный монтаж на платформе Макинтош

Известная корпорация Apple, производитель компьютеров Макинтош и нашумевшей Mac OS X, предлагает комплексное решение для разработки видеоконтента - Production Suite. Оно включает в себя пакет программ для нелинейного монтажа, создания спецэффектов, авторинга DVD и дополнительные утилиты для компрессии видео, титрования и работы с цифровым аудио. Сегодня мы обратим свой взор на Final Cut Pro HD, расширяемую систему цифрового нелинейного монтажа, которую при необходимости можно купить и отдельно, не переплачивая за ненужный софт.

С незапамятных компьютерных времен исконной вотчиной Apple было все, что так или иначе связано с творчеством. Этому способствовали производительная и продуманная архитектура, дружественный графический интерфейс, поддержка производителей ПО и черт знает что еще. Обладая неплохой железной платформой, в Купертино решились взяться за разработку собственных софтверных решений для работы с аудио/видео. Надо отметить, что недостатка в таких программах, мягко говоря, не ощущалось, так как большинство существующих сейчас профессиональных сабжевых программ изначально разрабатывались для Mac OS и позже были портированы на другие платформы. Тем сильнее была интрига, разразившаяся в 1999 году с выходом первой версии Final Cut Pro (FCP), к настоящему времени доросшей до версии 4.5.

Практически сразу после выхода первых версий программу окрестили "убийцей Adobe Premier", что впоследствии подтвердилось и от чего с тех пор нельзя отмахиваться: пару лет назад Adobe объявила о прекращении разработки Premiere'а для Макинтош. Сегодня единственным устоявшим непосредственным конкурентом FCP является монтажная система Xpress DV от патриархов жанра - компании Avid.

Кому это надо?

Система FCP наиболее популярна на телевидении, ее используют крупнейшие буржуйские телевещатели: ABC, CBS, NBC, CNN, MTV, ShowTime, The Discovery Channel и ESPN. Второй по величине потребительской аудиторией FCP является кинематограф, где Final Cut используют и метры развлекательного жанра, такие как Bija Gutoff (на его счету "Особое мнение", "Большой Лебовски", "Армагеддон" и многие другие известные фильмы), и такие зубры документального кино, как Fabien Cousteau (сериал "Подводная одиссея команды Кусто").

Пакет FCP популярен и среди клипмейкеров, например, в нем делались клипы Nine Inch Nails, Red Hot Chili Peppers и многих других. Некоторые хардкорные фрики, например, Albert Gore (бывший вице-президент США :-)), забавы ради используют FCP дома, просиживая вечера напролет за клепанием роликов из серии "Я и моя собака на лужайке в прошлый уик-энд".

Основные возможности программы

Организация рабочего пространства в FCP традиционна для подобных ему программ. Работа протекает в пяти основных окнах: Browser (просмотр и управление библиотеками исходников проекта и эффектов), Timeline (Таймлайн, или временная шкала) для размещения и управления монтажными последовательностями (Sequences), Viewer (работа с исходниками) и Canvas (просмотр результатов). Такая схема уходит своими корнями в докомпьютерное прошлое: в линейных, традиционных монтажках также использовались два (или более) видеомагнитофона и два монитора для контроля сигнала с исходниками и контроля записи. К общей исторической картине не имеет отношения лишь окно Tool Bench с контрольными инструментами. Приятно, что интерфейс можно настроить по своему вкусу; эти настройки сохраняются, благодаря чему можно иметь несколько таких пресетов для выполнения различных работ.

Содержание  Вперед на стр. 054-032-2