Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Спецэффекты в фильмах

Каролик Андрей

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-044-1


(andrusha@real.xakep.ru)

Как их делают?

Сегодня фильмов без спецэффектов практически нет, так как они - и дань моде, и показатель качества, и привлеченные зрители. Но далеко не все спецэффекты очевидны, так как уровень их качества сегодня настолько высокий, что в фильмах они кажутся частью реальности. Чтобы разглядеть спецэффекты в подробностях, мы обратились в компанию Cinemateka (www.cinemateka.ru).

Мы взяли интервью у Никиты Аргунова, режиссера визуальных эффектов постпродакшн-студии Cinemateka (постпродакшн и спецэффекты картин "Турецкий Гамбит", "Личный номер", "72 метра", "Бумер", "Даже не думай" и другие).

XS: В каких видах видеопродукции используются цифровые спецэффекты?

NA: В кино и рекламе. Компания Cinemateka занимается кино. Если переформулировать вопрос в вид "Где именно в кино применяются цифровые эффекты?", то в целом можно сказать так: там, где снять что-то "вживую" (то есть прямо на съемочной площадке) или слишком дорого, или слишком опасно, или слишком сложно, или все это вместе.

XS: Что включает в себя понятие создания спецэффектов?

NA: Придумывание спецэффектов (что именно надо сделать), планирование (как мы это будем делать), затем - подготовка к съемкам. Для сложных сцен делаются так называемые аниматики или превизуализация – черновой вариант сцены с ее эффектом, чтобы режиссер и съемочная группа получили представление о том, как будет выглядеть вся сцена в законченном виде. Это позволяет понять, где должна стоять камера, что должен делать каждый из участников съемочной группы, включая актеров и каскадеров. На съемочной площадке необходим супервайзинг, то есть контроль за тем, чтобы было снято именно то, что нужно, и так, как нужно. Затем все это обрабатывается на компьютере и изменяется с учетом поправок всех заинтересованных сторон (режиссера, продюсера и т.д.).

XS: Спецэффекты в последние годы получили широкое распространение. Чем это вызвано?

NA: Если говорить о последних десяти годах, то можно сказать, что распространение спецэффектов вызвано, во-первых, развитием технологий компьютерной графики, а во-вторых - кассовым успехом фильмов с большим количеством визуальных эффектов. То есть зрители ХОТЯТ видеть крутые эффекты и, соответственно, готовы за это платить. Кроме того, компьютерные технологии часто сильно упрощают процесс кинопроизводства, даже для фильмов, в которых нет видимых визуальных эффектов (в отличие от так называемых effects driven films). Возможность что-то убрать из кадра или что-то добавить в него уже после съемки без необходимости переснимать, несомненно, идет на пользу любому кино, даже самому "элитарному". Спецэффекты уменьшают количество бракованных дублей: раньше выкидывались целые сцены, если, например, в кадр фильма о Древнем Риме попадал современный автомобиль или если декорация выглядела фальшиво. Теперь все это решаемо. Испорченный кадр можно выправить, а неиспорченный - улучшить. Если же говорить о последних двух или трех годах в нашей стране, то рост количества визуальных эффектов в кино обусловлен не столько развитием технологий (у нас при производстве графики используются в основном западные технологии), сколько появлением команд, которые умеют этими технологиями пользоваться. С другой стороны, сейчас наблюдается явный подъем кино, в него стали вкладывать деньги. И у продюсеров появилось желание тратить эти деньги на "эффектность" своих фильмов, так как это делает картинку более привлекательной и, соответственно, может повысить окупаемость фильма в прокате. Если один из этих двух факторов убрать - ничего бы не изменилось. Пять лет назад спецэффекты было бы просто некуда вставлять, даже если бы кто-то и мог их сделать. Не было таких фильмов. В общем, формируется рынок.

Содержание  Вперед на стр. 054-044-2