Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Спецэффекты в фильмах

Каролик Андрей

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-044-2


XS: А как придумываются и разрабатываются спецэффекты?

NA: Не совсем корректный вопрос. Эффект не есть что-то отдельное от кино. Это кадр фильма. Скажем, ты хочешь, чтобы в кадре на заднем плане появился Древний Рим. Этого не просто так захотелось. Древний Рим стал нужен, потому что по сценарию герои оказались в Древнем Риме. Поэтому можно сказать, что визуальные эффекты рождаются на стадии написания сценария, а продумываются на стадии его обсуждения режиссером, продюсером и создателями спецэффектов. Но бывает и наоборот: кадр обещает быть настолько эффектным, что его вставляют в фильм независимо от сценария. Как бы там ни было, визуальные эффекты – это просто один из инструментов создания необходимого кадра, который должны увидеть зрители в кинотеатре. Точно так же, как декорация или грим. Так что первичен сценарий, режиссерский замысел. А как его реализовать (с использованием компьютерных технологий или без них) – вопрос вторичный.

XS: Расскажите о творческом аспекте процесса разработки спецэффекта. Как принимается решение о том, каким будет спецэффект?

NA: Каждый эффект новый, каждый делается вручную. Для видео нет инструмента вроде фильтра в Photoshop, который можно применять много раз подряд. Все очень индивидуально. Если ты хочешь, чтобы в кадре что-то взорвалось, и если ты отвечаешь за дизайн этого эффекта, то тебе придется провести немало времени за изучением документальных материалов (как и что на самом деле взрывается) и за отсмотром игровых фильмов, чтобы понять, как эту задачу решали до тебя. Тогда постепенно ты приходишь к пониманию, как это должно выглядеть, как взрыв развивается во времени и в кадре, какие есть цвета и оттенки, какие должны быть осколки, с какой скоростью и куда они должны лететь – и так далее, и так далее и так далее.

XS: Где больше преуспели в видеоспецэффектах - у нас или на Западе?

NA: А где "больше преуспели" в кино? У нас кино как полноценная индустрия пока только начинает развиваться. Но если уж говорить об этом, то я бы не стал обобщать часть мира, которую у нас называют "Западом". И даже не стал бы обобщать "Голливуд". В том же Голливуде есть множество студий постпродакшн - от маленьких до гигантов. И уровень у них очень разный. Несомненно, сравнивать индустрию спецэффектов (как и киноиндустрию в целом) в нашей стране и в США смешно: у нас не те объемы и не те деньги. Да и зачем сравнивать? А создание спецэффектов, как и все остальное, зависит, прежде всего, от конкретных людей и от их личных творческих способностей. От того, могут ли они придумать что-то свое и в то же время подходящее к фильму. Так что если говорить про отдельно взятые эффекты, то иногда в нашей стране они получаются ничуть не хуже, чем в голливудских фильмах. Многое зависит также от степени подготовленности всех участников съемочного процесса. Именно с этим у нас пока что бывают проблемы: опыт работы с компьютерной графикой у наших кинопроизводителей пока небольшой. А насчет того, что какие-то голливудские эффекты сделаны нашими "спецами", я слышал, но никогда не видел ни тех, кто это делал, ни тех, кто мог бы что-то об этом достоверно рассказать. По-моему, это домыслы.

Назад на стр. 054-044-1  Содержание  Вперед на стр. 054-044-3