Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Спецэффекты в фильмах

Каролик Андрей

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-044-5


ЛИЧНЫЙ НОМЕР

Никита Аргунов (режиссер визуальных эффектов, Cinemateka): Все кадры самолета ИЛ-76 в воздухе были созданы студией Cinemateka. В ходе этой решающей для фильма сцены простреливают двигатель самолета, тот загорается, начинает снижаться, пилоты то и дело теряют управление. Этот проект был интересен для меня не столько в плане компьютерной работы, сколько в отношении подготовки к ней и самих съемок, на которые был отведен всего один день (речь идет, конечно, о данной сцене). Поскольку были точно известны параметры самолета (чертежи ИЛ-76 найти нетрудно), а также длина стрелы крана, у нас была возможность составить точный аниматик. Это позволило не только определить, какой именно план мы хотим получить, но и точно выбрать точки установки крана и самолета, равно как и оптику для съемки.

Мы знали, что на все у нас будет один съемочный день, знали примерно, сколько времени займет перестановка самолета и сколько - перестановка крана. И мы понимали, что явно не успеем снять задуманного. Выход был - свести к минимуму перемещения и скорректировать точки съемки, что и было сделано. На съемочной площадке у меня в ноутбуке был аниматик всех кадров и анимация движений стрелы и головы крана, а в руках - четкий план с точками съемки и передвижениями самолета, причем именно в той последовательности, в которой их предполагалось снимать. Помимо прочего, аниматики облегчали задачу оператору крана и команде крановщиков. Вместо того, чтобы размахивать руками и объяснять все на словах, я просто показывал на экран и говорил: "Нужно проехать вот так".

Для этой сцены самолет был отснят на кинокамеру, хотя на начальном этапе рассматривался также и вариант фотосъемки самолета с последующим натягиванием фотографий на 3D-модель. Но реальная съемка была более целесообразна для данной сцены. Это вообще подход, пропагандируемый нашей студией: "Настоящее есть настоящее". И роль дополнительных съемок под компьютерную графику возрастает у нас от проекта к проекту.

Из интересных моментов компьютерной работы можно отметить следующее. Для меня некоторой неожиданностью стало то, насколько самолет, стоящий на земле, отличается от самолета, летящего в воздухе. Когда ты просто смотришь на картинку, этого не ощущаешь. Кажется, что в целом одно и то же. Но попробовав совместить с небом самолет, стоящий на земле, мы поняли, что самолет на земле собирает на себя огромное количество бликов, отсветов и отражений окружающей среды. У него абсолютно другой контраст и другое распределение света по корпусу. Так что все корректировалось с помощью различных технологий.

ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ

Арман Яхин (режиссер визуальных эффектов, Cinemateka): "Турецкий Гамбит" - это более 250-ти планов (30 минут компьютерной графики) с очень сложными и разнообразными спецэффектами, в том числе с точки зрения технологии их изготовления и обработки. На этом проекте, можно сказать, мы попробовали все: полностью созданные на компьютере сцены (CGI), внедрение "компьютерных" объектов (CG) в отснятый материал, виртуальные декорации, дорисовки различных элементов и целых пейзажей (matte paint), сложный композитинг и 3D, масштабные батальные и трюковые сцены, ручная покадровая и персонажная трюковая анимация, цифровые "физические" эффекты, такие как дым, пламя...

Назад на стр. 054-044-4  Содержание  Вперед на стр. 054-044-6