Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Что наша жизнь – цифра!

Иванова Юлия

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-056-6


Главной характеристикой большинства форматов цифрового видео является именно битрейт. Существует два типа битрейта: постоянный и переменный. В случае постоянного битрейта задается фиксированное значение, что позволяет легко вычислить конечную длину видеофайла после компрессии. Естественно, чем больше значение битрейта, тем качественней будет видео, но и размер файла подрастет. При одинаковом значении битрейта улучшить качество можно уменьшением разрешения кадра (например, 352x288).

При переменном битрейте кодек сам устанавливает его значение в зависимости от сцены фильма. Например, при кодировании в MPEG назначаются ключевые кадры (например, каждый 15-й), а остальные записываются как информация об их отличии от ключевого. Нетрудно догадаться, что в статичной сцене разница между кадрами невелика, поэтому кодек уменьшает величину битрейта. Соответственно, в сценах с активным движением разница в кадрах огромна, что приводит к повышению объема информации и к увеличению битрейта. При этом типе сжатия вычислить конечную длину файла практически невозможно. Напомню, что сжатие приводит к появлению артефактов, видимых нарушений качества видео: картинка начинает разбиваться на квадратики, появляется "мусор" рядом с контрастными границами и движущимися объектами, цвета смазываются. Правда, существуют специальные алгоритмы фильтрации типичных артефактов сжатого видео. Еще один важный момент: сжимая видео, не забывай о компрессии аудиопотока!

КАК "жать", мы разобрались, теперь выясним, КОГДА жать. Допустим, мы оцифровали фильм, смонтировали его, применили множество эффектов, наложили титры, может быть, даже озвучили его, но что теперь с ним делать? Можно сжать, чтобы не занимал много места в компьютере, и смотреть в каком-нибудь проигрывателе, но хочется показать свое произведение еще и друзьям. Значит, надо записать фильм на какой-либо носитель. Конечно, качество DVD-записи превосходит VCD, но стоимость DVD-дисков пока не идет в сравнение с обыкновенными "болванками" (сие весьма спорно, 19 руб. за болванку даже не на рынке - прим. Dr.). Конечно, что выбрать, - решать тебе, но помни, что для каждого цифрового носителя будет применяться свой видеокодек: MPEG-2 для DVD, MPEG-1 для VCD. А если в твоей голове зародилась идея отправить свой фильм друзьям через интернет или выложить его на свой сайт, придется сжать его кодеком MPEG-4 или подобными ему. Не буду подробно рассказывать о кодеках, кто-то уже рассказал о них в этом номере :).

Вот вкратце то, что важно знать при оцифровке видео. Конечно, это только малая часть вопроса, но основные проблемы мы решили. Удачи в освоении просторов цифрового видео!

WWW

www.svcd.ru/docs/programms и bestsoft2004.narod.ru/web/index.htm

Здесь можно скачать программы видеозахвата, их приложения и различные кодеки.

На сайте codecs.narod.ru/article/rew_codecs/codecs_compare.html можно прочитать о сравнении различных кодеков.

Назад на стр. 054-056-5  Содержание