Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Метод 2

Данила Go_Leen! Гулин

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-064-1


(www.eXtremeVideo.ru, udar@bk.ru)

Курс начинающего видеомонтажника

Километры живой пленки, ножницы и клей. Когда-то это называлось "линейный монтаж". С тех времен, когда Братья Люмьер изобрели двигающиеся картинки, многое изменилось. Цифровые технологии не только упрощают создание фильма, но и открывают возможности, которых не грезилось даже Эйзенштейну в страшном сне о будущем.

Итак, определимся с планом. Сначала поведаю о технических видах создания монтажа, после этого - о методах смены кадров. А чтобы придать рассказу необходимый колорит академической скучности, я обязательно разбавлю все перечисленное рассказом о корнях и историко-культурном контексте такого явления, как монтаж :).

Технические виды

Линейный монтаж

Если говорить кратко, то линейный монтаж - это когда ты несешь уголовную ответственность за неправильно смонтированные кадры. Дело в том, что перемонтировать материал заново стоит больших трудов, материальных и, соответственно, финансовых затрат. Невозможно вставить новую сцену просто в середину или в начало ролика - придется стирать и все последующее, монтировать заново. Линейный монтаж - это когда пленку буквально резали ножницами, а соединяли клеем ПВА.

Линейный монтаж - это куча проводов и еще минимум три устройства: одно воспроизводящее (видак или камера) и записывающее устройства (соседский видак) плюс, конечно же, монитор (телевизор). Исходный материал может проходить через видеомикшер, который позволяет накладывать переходы, титры, спецэффекты, а также проводить различные преобразования в режиме реального времени с помощью встроенных функций. Линейный монтаж сейчас применяют только на телевидении, когда нужно срочно смастерить репортаж. В остальном же ему место на свалке истории.

Нелинейный монтаж (термин - пришелец из английского) сегодня популярен благодаря засилью компьютеров и дешевых плат захвата. Нетрудно догадаться, что такой монтаж можно осуществлять в любой последовательности. Некоторые, кстати, предпочитают начинать монтаж с середины.

Сейчас существует множество программ для такого монтажа, некоторые из них крайне просты в управлении (например, Pinnacle) и рассчитаны на обычного пользователя, которому не нужны замудренные эффекты и сложные настройки. Однако и в таких простых программах можно созидать шедевры, а если тебе нужны поистине безграничные возможности - борись со всеми сложностями управления, например, в Adobe Premiere. Возможности нелинейного монтажа переросли в отдельное направление - мультимедиа.

Методы монтажа

В мире существует бесчисленное количество способов монтажа. Классификация способов во многом зависит от того, кто пишет статью или книгу на соответствующую тему. Телевизионщики разделяют монтаж с функциональной стороны (смена кадров). Киношники - и с логической точки зрения (смена кадров зависит от того, кто ведет повествование - герой фильма или автор), и с функциональной. А если вдруг о монтаже рассказывает преподаватель ВУЗа или кинокритик, то есть теоретик, то этих подвидов и оттенков будет просто бездонная пропасть: "Один вид монтажа входит в другой и разделяется на третий, в зависимости от того, имеется в виду весь фильм или его часть…". Я же сознательно не группировал методы, чтобы не мучить никого лишней теорией. Есть несколько способов монтажа, знать которые жизненно важно. О них и об их происхождении читай ниже.

Содержание  Вперед на стр. 054-064-2