Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Метод 2

Данила Go_Leen! Гулин

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-064-2


В начале своего пути кинематограф почитался как "ярмарочное зрелище", "балаганный вертеп". Картину "Приезд поезда на станцию" посещали толпы. В 1910-х годах американец Дэвид Уарк Гриффит превратил кино в высокое искусство. Гриффит родился в небогатой семье и зарабатывал на жизнь мелкими ролями в театре от спектакля к спектаклю, порой не брезговал любой случайной работой ради нескольких долларов. Так однажды он оказался на студии "Байограф", где готовили очередное балаганное развлечение. В картине ему пришлось бороться с гигантской бумажной птицей, но в то время пять долларов для него были нормальной компенсацией за глубокое унижение для профессионального актера. Таким образом, он год снимался во множестве десятиминутных фильмов. Так, наверное, он провел бы всю жизнь, если бы режиссер этих фильмов однажды не заболел, а хозяин студии срочно не стал бы искать замену ему среди постоянных актеров. Сам Гриффит неохотно согласился на предложение, поскольку боялся, что за неудачное исполнение режиссерских обязанностей его уволят. Первый фильм он снял строго по устоявшимся к тому времени правилам. Только общие планы, неподвижная камера, пронумерованные жесты и эмоции актеров (например, номер пять - изобрази ужас). Созданную картину одобрила публика и хозяева студии, с Гриффитом подписали контракт. Позже он снял по тем же правилам еще с десяток лент, но душа его просила искусства. В одной из картин в сцене тоски жены моряка он впервые в истории кино применил "крупный план". Он заставил оператора максимально приблизить камеру к лицу героини, чтобы были видны только ее печальные глаза. Но и этого Гриффиту оказалось мало. Между двумя кадрами с участием ее глаз и фигуры на берегу он вставил третий кадр: изображение самого моряка. Так родился язык кино. Наш соотечественник Александр Ханжонков развил эти идеи, а Сергей Эйзенштейн вывел кино на еще более высокий уровень, придумав ассоциативный монтаж. Но обо всем по порядку.

Кадр на профессиональном сленге монтажеров означает непрерывно снятый отрезок. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Внутрикадровый монтаж

Как правило, это скучный и бесполезный способ монтажа, особенно если съемка ведется любителем. Внутрикадровый монтаж - это одно пространство и одно время, это монтаж одним кадром, беспрерывная съемка без нарезок. Монтаж осуществляет оператор во время съемки путем настройки фокусного расстояния, зума и движения камеры.

Межкадровый монтаж

Логично вытекает из внутрикадрового. Межкадровый монтаж - это склейка двух стоящих рядом кадров. Приведу грубый пример: средний план, зум на какой-то предмет, крупный план предмета. Вырезаем зум и получаем межкадровый монтаж.

Человеческий мозг устроен так, что когда мы сосредотачиваем свое внимание на каком-то объекте, все остальное для нас уходит на второй план. Этакий природный digital zoom. Поэтому если режиссер хочет привлечь внимание зрителя к какому-то предмету, часто достаточно всего лишь показать этот объект крупным планом. Другими словами, всякое восприятие - это субъективное отражение реальности. Глаза передают в мозг трехмерную картину, а мозг обрабатывает ее и выдает образ. Так мы видим образ "видимого мира". Получается, изначально наше восприятие "монтажно", то есть выборочно.

Назад на стр. 054-064-1  Содержание  Вперед на стр. 054-064-3