Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Адекватное аудио

Казарян Гнел (herodot@land.ru)

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-080-6


Во избежание гнусавости записываемого голоса микрофон должен находиться на расстоянии 10-15 см от источника звука. Желательно использовать еще и дополнительную ветрозащиту. Она представляет собой мембрану из мелкосетчатого материала, которая защищает запись от пиков, возникающих при слишком экспрессивно выговоренных "Б" и "П". Если денег на нее нет, можно сделать такую мембрану "на коленке". Понадобится кусок проволоки (толщиной 2-3 мм) и обыкновенные нейлоновые колготки. Скрутим из проволоки кольцо (диаметром 15-20 см) так, чтобы можно было прикрепить его к микрофонной стойке, и не слишком туго натянем на кольцо колготку. Ветрозащитная мембрана готова.

Итак, голосовой трек записан. Переходим к его обработке. Если следовать правилам, тут нет ничего сложного. Как правило, используются всего лишь три инструмента:

1. Noise Reduction (шуморедакция);

2. наиглавнейшая (можно сказать, король обработок) обработка - эквалайзер;

3. уши (человеческие) :).

Начнем с шуморедакции. Как правило, диапазон шумовых помех носит среднечастотный характер. Поэтому, пользуясь редактором шумов, выбирай стандартную вилку (fft size): 2048. Проще всего это делается в Sound Forge. Выделим отрезок молчания в голосовом треке, откроем плагин Noise Reduction, поставим галочку перед строчкой Capture noiseprint и нажмем Preview. Слушай внимательно! Если все в порядке, нет никаких щелчков или свиста, то жми ОК.

Плагин обработал данный отрезок одновременно запомнив настройки. Теперь настала очередь пропустить через плагин весь трек. Открываем плагин и жмем Preview. Правильно варьируя ползунки, можно очистить запись от нежелательных шумов и при этом не нанести вреда голосу.

После очистки приступаем к обработке. Если используется многодорожечная запись, обработку следует произвести параллельно с музыкальным треком и треком интершумов, чтобы выделить, подчеркнуть нужные частоты.

После обработки эквалайзером переходим к следующему этапу - к компрессору. Он играет очень важную роль в обработке звука. В этом случае компрессор нужен для выравнивания звучания голоса (абсолютно ровно говорить трудно - даже профессиональному диктору). Стандартные установки компрессора для голоса следующие:

Threshold _ -10 _ -15db, Ratio _ 1.5-2, Attac _ 1-3ms, Release _ 30-40ms.

Итак, музыкальный трек выбрали, записали и подставили под видео интершум и дикторский текст. Получилась изрядная каша :), которую теперь нужно упорядочить. Там, где будет звучать голос диктора, музыкальный трек надо сделать тише, а интершум вообще во всем фильме можно оставить на одинаковом уровне, но тише голоса и музыки. Все должно быть максимально естественно. В Adobe Premiere, расставив ключевые точки на аудиотреке, можно понижать или повышать уровень звука на разных отрезках файла.

Назад на стр. 054-080-5  Содержание  Вперед на стр. 054-080-7