Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #60, НОЯБРЬ 2005 г.

Секреты Open Source

Крис Касперски ака мыщъх

Спецвыпуск: Хакер, номер #060, стр. 060-076-2


У патентов и Open Source много общего. И в том, и в другом случае информация хранится в открытом виде, доступном (для ознакомления) всем желающим. А на ее использование наложены достаточно жесткие ограничения. Open Source - это отнюдь не свобода! Это сплошные ограничения, и настала пора познакомиться с ними поближе.

Несвободное Open Source

Начнем с тривиальных истин и определений. Программой называется последовательность инструкций для управления процессором. Не стоит путать ее с программным продуктом, представляющим собой совокупность программы, документации, упаковки, технической поддержки и т.д. Другими словами, программа - это лишь набор байт, а программный продукт - услуга.

По нашим (и не только нашим) законам, программа является объектом авторского права, поэтому на ее использование наложены определенные ограничения, возникающие в силу объективных психических расстройств в голове у законников. К слову сказать, авторское право уже распространяется даже на картриджи к принтерам, так что удивляться ничему не приходится. Власть попала в руки медиамагнатам и софтверным гигантам, проталкивающим свои законы и занимающим первые строчки хит-парада самых богатых людей планеты, отправив в отстой нефтяных магнатов. По логике, законы должны служить на благо подавляющего большинства, а не жалкой кучки "имущих", но имущие имеют нас, при этом показывают рекламу, убеждая, что все идет верным путем и вообще забота о состоянии Била Гейтса - твой гражданский долг.

Кстати, половина опрошенных музыкантов/авторов равнодушно относится к тому, что их произведение можно стянуть в Сети, другая половина даже благословляет это, поскольку свободное копирование увеличивает их известность. И лишь жалкие несколько процентов вроде Войновича вопят, что интернет - это палач писателя. Если писатель пишет только ради личного обогащения, то читать там, скорее всего, нечего. Продукт брожения, продукт перегонки, творческий продукт... Американский книжный рынок (да и рынок медиапродукции) переживает не лучшие дни. Книги практически не продаются. Все потому, что народ не хочет покупать по-старому, а "маркетоиды" не умеют/не хотят торговать по-новому. Издатель (в случае музыкантов "лейб") покупает права на произведение и кладет его под сукно. Похоже на собаку на сене: сам не продаю, не раскручиваю, но и другим не даю. Как следствие, все больше и больше творческих людей посылают авторское право и свободно выкладывают себя в Сеть, что приносит намного больший доход (не говоря уже о глубоком моральном удовлетворении), чем обращение к издателям, которые есть крысы по определению.

Назад на стр. 060-076-1  Содержание  Вперед на стр. 060-076-3