ЗВУКИ РЕАЛЬНЫЕ, НЕРЕАЛЬНЫЕ И КИНОШНЫЕ
Спецвыпуск Xakep, номер #018, стр. 018-070-3
И это «угодно», как правило, попадается не менее регулярно. Событие в кадре сопровождаются треком от совершенно другого события. В фильмах про войну сплошь и рядом стреляет и взрывается не то, что в кадре. Артобстрел сопровождается треками падающих авиабомб - обычное дело, и перечислять фильмы замучаешься. На самом деле снаряд не воет в полете, как дура-бомба, а злобно так, с присвистом, шелестит. Дальше - больше: в каком-то из фильмов афганской тематики в кадре совершенно однозначно показан работающий пулемет ДШК, но если судить по звуку - то это РПК. Вроде бы чепуха, но разница для человека, который слышал и то и другое - небо и земля. И то сказать - как может быть одинаковым звук у агрегатов, чей калибр отличается почти вдвое (12,7 мм у ДШК и 7,62 мм у РПК)?! И это еще в далеко не самом худшем фильме, к тому же - документальном! Что уж толковать про художественные...
Такое безобразие происходит как раз благодаря наличию банков стандартных треков. Скрип двери, звук шагов по паркету (в каблуках и без), выстрел одиночный, треск очереди и треск костра... Это все имеется в архиве любой уважающей себя тон-студии. Каждая новая озвучка добавляет в архив новые треки. Но частенько звукорежиссеры ленятся писать и пользуются банком. Вот так вот и дурят граждан!
А игра на музыкальных инструментах! Самая многострадальная в этом смысле - гитара. Чего только с ней не вытворяют, и не только с ней, но и со звуком, и со строем! То, что поющий актер не умеет играть, - это ладно бы, но к чему тогда показывать его руки, особенно левую? Ведь трек-то звучит ровный, чистый, а если просто представить, что же должно звучать на самом деле, исходя из положения рук на струнах?! Для примера «12 стульев». Вот Андрей Миронов берет гитару, и звучит бессмертное «Ах, неужели...». Стоит глянуть на положение левой руки актера, чтобы понять, что ни на шестиструнной, ни на семиструнной гитаре он играть не умеет. Однако сам Андрей Александрович, похоже, прекрасно понимал это, поэтому там всего три коротеньких, секундных эпизода, по которым можно заключить, что на гитаре не играют.
Это еще можно понять. Сложнее понять, когда в кадре хрупкая девица бодренько так наяривает на сакс-басе, умудряясь держать губки бантиком («Колдовство», «Не отступать и не сдаваться-2»). Поневоле завидуешь бычьему здоровью тетки.
РЕАЛЬНОЕ НА РЕАЛЬНОЕ
Нередки случаи, когда реальные звуки намеренно подменяются тоже вполне реальными, но не имеющими отношения к происходящему. Это делается для пущего эффекта. Самые яркие примеры в этом случае - исторические фильмы. Причем крутизна фильма роли не играет. Что в китайском боевике о восстании «желтых повязок» и шаолиньских битков, что в таких мощнейших фильмах, как «Гладиатор», «Храброе сердце» или «Властелин колец», выходящий из ножен меч издает один и тот же звук. Все бы хорошо, но такой звук можно услышать только от киношного меча - явственный скрежет металла о металл. Настоящее боевое оружие, хоть меч, хоть кинжал, выходит на свет с тихим, на грани слышимости, шелестом, напоминающим змеиное шипение. Реальные ножны имеют внутреннюю выстилку из толстой сыромятной кожи, и скрежетать там нечему. Но как таким шелестом подчеркнешь эффектный жест выхватывания смертоубийственного оружия? Потому и лязгают киношные мечи со страшной силой.
Назад на стр. 018-070-2 Содержание Вперед на стр. 018-070-4
|