ДРУГОЙ КРЕАТИФФ
Спецвыпуск Xakep, номер #024, стр. 024-102-1 "силикон" на ощупь (от терминатора к броузеру) Middlenight (middlenight@xakep.ru) Интересно, на что был бы похож Юрский парк Спилберга с кукольными динозаврами? А из чего можно было бы сделать Т-1000 или половину "Властелина колец"? До сих пор помню фразу из тогда еще советского телевизионного обзора западных кинофильмов, где диктор, по простоте своей душевной, ляпнул про "Т2", что "секрет изготовления роботов из жидкого металла известен только выпускающей фильм кинокомпании!". ОТЕЦ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Смешно нам сейчас, а ведь тогда половина совка повелась на этот ляп. Впрочем, так же как без Норберта Винера не было бы современной кибернетики, так же и без еще одного такого же сумасшедшего чела не было бы ни современного кино, ни продвинутой авиации, ни виртуальной реальности (кстати, этот термин придумал именно он). Зовут его Джим Кларк. Он основатель Silicon Graphics (SGI), Netscape, Healtheon (сеть виртуального медицинского обслуживания), Shutterfly.com, DNA Sciences (первой в мире компании по генной инженерии, ориентированной на потребителя) и еще кучи компаний. Мультимиллионер, бывший доходяга, доктор компьютерных наук, протестующий против политики Джорджа Буша в области генной инженерии. ИЗ МАТРОСОВ В АКАДЕМИКИ В 1961 г. Гагарин полетел в космос, а Хрущев сажал кукурузу. Где-то в это время Кларк, выгнанный за неуспеваемость из колледжа, драил палубу на флоте, где, впрочем, также прослыл тормозом и ничего не слышал, кроме известного "Naht lager!". Однако же на службе ему вскоре повезло - он лучше всех сдал тест по математике, после чего попал в местный ВУЗ. В этот раз учился он как Ленин и быстро стал магистром физики, доктором компьютерных наук, а в 1974 году Кларк защитил диссертацию в университете штата Юта, где впервые ввел понятие "виртуальная реальность". С 1978 г. Джим Кларк трудился в Стенфордском университете, где с помощью лучших студентов и четырех лет работы разработал первый 3D чип - "Geometry engine" - мощнейший графический ускоритель для обработки трехмерной графики в реальном масштабе времени (за 15 лет до первого чипа от 3dfx для ПК). В это время в кино потихоньку вползают первые компьютерные эффекты - в 1979 году был создан первый цветной терминал - IBM 3279, появился первый 8-битный Atari, Лукас и ILM применяют компьютерный монтаж в Star Wars I/II/III. Народ писает кипятком от диснеевского "Трона" (кому охота поглядеть на молодого Брюса Бокслейтнера из Вавилона 5?). В 1982 году в прокате проваливается Blade Runner. УРОЖДЕННАЯ SGI В связи со всем вышеперечисленным Кларк решает, что негоже ему с такой головой протирать штаны в универе и в 1981 году основывает Silicon Graphics - компанию, которая реализует его представления о трехмерных компьютерных моделях и системах, способных создавать движущиеся в реальном времени трехмерные объекты. Выйдя на рынок с "Geometry engine", Силиконы практически подмяли его под себя, так как чип был крут, свеж и на тот момент неповторим. Кларк стал олигархом виртуальной реальности. За тринадцать лет его руководства компания достигла годового оборота в четыре миллиарда уев. Силикон настолько быстро поднимался, что до 1997 года аналитики на Уолл-Стрит называли его "Вторым Apple". В 1985 году силиконовцы стали основными конкурентами Sun Microsystems в производстве рабочих станций с RISC-процессорами купленной ими в 1992 году компании MIPS (MIPS - Million Instructions Per Second). Кто забыл те далекие дни: на персоналках RISC-архитектура сменила CISC только с появлением в 1995 Pentium Pro. Кстати, SGI покупали не только производителей оборудования, но и ПО: Alias Research и Wavefront, известные ныне всем 3D-шникам как единая Alias Wavefront, были куплены в начале 90-х, дабы "Все яйца были в одной корзине". Кстати, про яйца: несмотря на то, что созданная Элиасом всеми любимая Майя была разработана и до сих пор пашет под Windows, это единственное исключение - Силиконы пашут под операционкой IRIX. Выбор не случаен - с одной стороны, это независимость компании от сторонних поставщиков ПО, а с другой - данная модификация nix оптимально ориентирована на обработку больших объемов графических данных в реальном масштабе времени. IRIX - это 64-битная операционная система, основанная на UNIX System V Release 4, IEEE POSIX 1003.1, 4.3 BSD Enhancement. Работа может вестись либо в стандартном текстовом многотерминальном режиме UNIX, либо под X Window System X11R6. На сегодняшний день выпущена версия 6.5.17 данной операционки. Так как компьютеры SGI - это, прежде всего, графические станции, то в X Window System IRIX интегрирована поддержка OpenGL и IRIS GL. Файловая система этих компьютеров, называемая XFS, также 64-битная. Это позволяет поддерживать файлы объемом до 9 Тбайт (!!!) и тома объемом до 18 лимонов Тбайт (то, чего нам всем не хватает в повседневной жизни :)). Интерфейс Оськи напоминает всем знакомые окошки, а сама оболочка называется Indigo Magic и поставляется вместе с оборудованием. Там вообще куча всего вместе поставляется, имеется даже модифицированный Фотожоп + различные Cad-ы. |