ДВА ГЛАЗА - НЕ РОСКОШЬ Симченко Владимир Спецвыпуск Xakep, номер #034, стр. 034-050-3 РАЗВИТИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ШЛЕМОВ Кажущиеся сегодня смешными 180000 пикселов на LCD матрицу, обеспечивавшие разрешение 263х230х3 (181479 пикселов) при 256 цветах, приводили тогдашнюю публику в восторг. Первым из борьбы за лидерство выбыл CyberMaxx VR HMD. Когда схлынули восторги, то выяснилось, что дизайн не столь успешен, как у конкурентов, регулировками пользоваться неудобно, да и сами по себе они неудачно реализованы, и, кроме того, невозможна параллельная работа виртуального шлема с монитором. Но самой большой проблемой оказалась низкая совместимость VR шлема с играми. Невзирая на большой (по тем временам) заявленный список игр, в которых устройство поддерживается, на практике оказалось, что конфликт драйверов во многих играх делает эксплуатацию невозможной. На следующем технологическом витке вперед вырвался VFX, в своей новой реинкарнации - VFX-3. Причем название сменил уже не только шлем, но и разработчик, превратившись из "Forte" в "IIS" (Interactive Imaging Systems). Возможности LCD матрицы выросли с 180000 до 360000 пикселов, а глубина цвета увеличилась до 16 бит. И самое главное, была заявлена поддержка стереорежима для игр с API D3D. Но упиваться победой "IIS" пришлось недолго. Виртуальный шлем отказывался работать с новой версией DirectX, а не желавшие топтаться на месте разработчики не торопились его поддерживать. Разрешение в стереорежиме оказалось всего лишь 263x240, и, кроме того, шлем не работал с более комфортными форматами Page-flipping и Over/Under. А постоянные конфликты с драйверами распространенных видеокарт поставили окончательный крест на популярности устройства. На плаву в результате осталась только I-Glasses, выпустившая на сегодняшний день целую серию виртуальных шлемов, перекрывающих большую часть этого сектора рынка. Теперь технологически "повзрослевшие" виртуальные шлемы предлагают более высокое разрешение и глубину цвета, работу с сигналами VGA, SVGA, NTSC, PAL, S-VHS и обеспечивают более высокий уровень совместимости не только с современной периферией (консоль, DVD, Notebook, PAD, TV, PC, VHS), но и с программным обеспечением. Пиком развития виртуальных шлемов стал i-Visor c ЖК-матрицей MD800G6 от MicroDisplay (www.microdisplay.com) размером 1,44 миллиона пикселов, реализующей разрешение 800Х600 (480000х3) при полноцветном изображении. Совместимость со стереодрайвером от NVIDIA сделала этот виртуальный шлем объектом мечтаний всех интересующихся виртуальной реальностью. Правда, ненадолго. Лишь до тех пор, пока не посыпались жалобы от потребителей не только на несоответствие качества заявленному уровню, но и на функциональные проблемы. Выяснилось, что заявленные для стереорежима 120 Гц достигаются далеко не на всех проданных экземплярах, а изображение не просто бледное, а обладает целым рядом артефактов, совсем не радующих глаз пользователя, выложившего за удовольствие погружения в виртуальную реальность 1800 зеленых. |