ДВА ГЛАЗА - НЕ РОСКОШЬ Симченко Владимир Спецвыпуск Xakep, номер #034, стр. 034-050-5 ЗАТВОРНЫЕ СТЕРЕООЧКИ Разработчики VR-шлемов недостаточно серьезно отнеслись к своим ближайшим конкурентам – стереоочкам. Собственно, поначалу стереоочки и конкурентами-то не были. Ведь еще пять лет назад обладатель VR HMD с чувством превосходства взирал на владельца стереоочков, подобно тому, как владелец автомашины смотрит на водителя мопеда. Но пока разработчики VR HMD упивались славой, гадкий утенок рос и совершенствовался, как в совместимости, так и в функциональных возможностях. И вот наступил момент, когда стереоочки превратились в белого лебедя, а виртуальный шлем так и остался не повзрослевшей уткой. Первым серьезным преимуществом стереоочков перед VR-шлемами стала возможность использовать разрешение, предоставляемое программой. Но главным козырем стал невероятно высокий уровень совместимости со всем, что работало с API D3D и OpenGL. Точкой отсчета резкого роста популярности можно считать выход в 1998 году стереоочков EyeScream от Wicked 3D (несуществующее ныне подразделение компании Metabyte), со стереодрайверами, позволяющими работать не только на популярном в те времена акселераторе Voodoo 2, но и на целом ряде видеокарт от других производителей. Но максимальный эффект достигался все же при использовании двух Voodoo 2 в режиме SLI, позволяющем реализовать разрешение 1024х1024. Кроме того, именно на Voodoo обеспечивался максимальный уровень совместимости используемого стереодрайвером режима Over/Under. Три года спустя прочное положение сотрудников Wicked 3D пошатнулось. 6 июня 2001 года NVIDIA выпустила стереодрайвер, обеспечивающий работу в режиме Page-flipping. Этот режим был более требовательным к ресурсам, но и более комфортным для просмотра стереоизображения. Стереодрайвер работал не только на всех видеокартах с чипами от NVIDIA, но и на экзотических тогда еще стереомониторах от Dimension Technologies Inc. (www.dti3d.com). Самым большим спросом стали пользоваться стереоочки, поддерживающие Page-flipping. Впрочем, Over/Under в отличие от Wicked 3D и Voodoo, не торопился сворачиваться. Когда выяснилось, что формат удобен не только для компьютерных игр, но и для записи стереофильмов, возникла потребность в стереоочках, работающих сразу с несколькими форматами. В лидеры выбились eDimensional (www.edimensional.com) и X3D Technologies Corporation (www.x3dworld.com). Первая компания занимает первое место по продажам на внутреннем американском рынке, вторая - на международном. Предложенные стереоочки обеспечивали поддержку уже трех стереоформатов: Page-flipping, Over/Under и Interlaced. Таким образом был перекрыт весь востребованный диапазон стереорежимов. Программное обеспечение очков позволяло удобно управлять режимами и предоставляло ряд других возможностей. Так, например, после появления программного комплекта X3D TV Gateway (X3D Technologies Corporation) проигрывание стереофильмов на компьютере, обеспечивающем большую частоту просмотра, нежели телевизор, стало простым и удобным, что было тут же оценено потребителями. Отреагировавший на рыночную ситуацию IMAX тут же организовал выпуск стереофильмов на DVD, обеспечивающих более высокое качество изображения, чем стереофильмы на VHS. |