Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #53, АПРЕЛЬ 2005 г.

Шаровары на босу ногу

Евгений "Firstborn" Рогов

Спецвыпуск: Хакер, номер #053, стр. 053-004-8


Начнем с основного. Сдается мне, что наиболее частая ошибка кодера, становящегося автором шароварного проекта – это остаться кодером. Будет вполне логично изменив сферу деятельности изменить и свое мировоззрение, так нет же, находятся личности, которые не хотят следовать логике! Они никак не могут понять, что код в шароварном продукте – отнюдь не единственная и даже не центральная составляющая. Да, код очень важен, но ровно настолько же важна и справочная система, и сайт продукта, и интерфейс, и продуманность инсталлятора, и маркетинг! А кодер, не изменивший своего взгляда на вещи, все так же продолжает исступленно писать код и никак не может взять в толк, отчего его продукт не продается при ТАКОЙ функциональности? Кодеру не понять, что пользователь не сможет использовать эту функциональность, потому что справки или нет, или она написана на таком корявом английском, что мама не горюй. Кодер не видит элементарных промахов в маркетинге и не понимает, что о его чудо-программе просто никто не знает, но продолжает заниматься своим любимым делом – кодингом. Это чудесно, но шароварщик из такого типа не выйдет, по крайней мере автор успешного проекта точно. Как лечиться? Отрешиться от кодинга и понять, что твоя shareware – это целый проект, который ты делаешь сам полностью, от и до, вплоть до маркетинга и поддержки, а не только пишешь код. Взгляни на вещи шире. Если ты прирожденный кодер, то тебе, возможно, будет не так интересно заниматься разработкой качественного интерфейса, рисованием иконок или написанием справки, но иногда приходится делать то, что нужно, а не то, что хочется. В крайнем случае можно кому-нибудь заплатить, и он сделает за тебя то, что ты не хочешь или не умеешь делать хорошо. Как бы там ни было, помни, что успешный проект – сбалансированный проект.

Вторая типичная ошибка шароварщика – при разработке ориентироваться на свои интересы, а не на интересы потенциального клиента. Это просто непрофессионально. Раз твой проект уже достиг той стадии, когда ты пишешь код, то у тебя уже должно сформироваться понимание того, для кого ты все это делаешь, у тебя перед глазами уже должен быть психологический портрет твоего идеального покупателя, ты должен знать, чего он хочет и что ему понравится. И, самое главное, этим идеальным покупателем не должен быть ты! А часто получается именно так: проект, изначально создававшийся "для себя", постепенно развивается, и на каком-то этапе автор решает перевести его в разряд shareware. Что ж, похвально, только при этом должна изменится и идеология разработки продукта! Разработчик не должен быть единственным пользователем своего софта. Как же этого избежать? Всегда выслушивай комментарии и пожелания своих реальных пользователей (если первая версия уже выпущена). Если таковых нет, покажи свои наработки друзьям и коллегам, узнай их мнение и обязательно прислушайся к нему. Попробуй найти бета-тестеров, например, пообещай им бесплатную регистрацию за, скажем, три качественных и полных баг-репорта или за предложения по развитию продукта. Выложи бета-версию продукта на любимом программистском форуме, попроси оценить – получишь множество полезных советов от коллег (разумеется, после фильтрации бессмысленных высказываний скептиков и банального флуда), даже если эта версия пока что совсем сыра и вообще больше смахивает на прототип, чем на готовый продукт! Так что не следует стесняться спрашивать мнение других о том, что ты делаешь, а выяснив мнение со стороны, его следует принять как ценную информацию и активно внедрять в практику. Успешный продукт – это продукт, у которого много пользователей, ко мнению которых должен прислушиваться и разработчик.

Назад на стр. 053-004-7  Содержание  Вперед на стр. 053-004-9