Свет для видео Геннадий Курлаев Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-068-1 (kurlaev@list.ru) Что такое операторский свет, как и зачем его ставить Чтобы разобраться в том, что такое "свет для видео", для чего он нужен и нужен ли вообще, слегка углубимся в технологию создания видеоизображения. Итак, посмотрим на этот мир. Высоко в небе светит солнце, а несколько ниже - фонарь (красный – прим. Dr.). Лучи, испускаемые источником света, летят к окружающим предметам, отражаются от них, приобретая специфические свойства самих предметов. Эти отраженные лучи, несущие информацию о предмете, попадают через зрачок в глаз человека. В глазу, на сетчатке, формируется изображение предметов. Зрачок выполняет функцию объектива для глаза, то есть он фокусирует на сетчатке попавшие в глаз лучи, делая изображение четким. Сетчатка состоит из множества нервных окончаний, которые реагируют на попавшие в глаз лучи и посылают информацию об изображении в мозг. Чтобы это стало понятно, я взял в руки старый добрый мел и нарисовал этот процесс на школьной доске :). Результат – на рис. 1. Аналогично глазу работает видеокамера. Те же отраженные от предметов лучи проникают через объектив, заменяющий для видеокамеры зрачок, внутрь камеры (рис. 2). За объективом расположена ПЗС-матрица, заменяющая для камеры сетчатку глаза. На этой ПЗС-матрице формируется изображение предметов. ПЗС-матрица состоит из множества мелких ячеек – пикселей. От этих пикселей сигналы поступают в мозг камеры – процессорный блок, который кодирует и записывает на пленку готовое изображение. Однако ПЗС-матрица очень сильно уступает по качеству формирования изображения сетчатке глаза. Для того чтобы полученное при съемке изображение было похожим на то, которое видит человеческий глаз, на съемочной площадке используется множество технических приспособлений, в том числе осветительные приборы. Свет озарил мою клавиатуру Каждому понятно, что если света не будет вообще, то не будет и лучей, отражающихся от предметов, и не будет никакого изображения. Есть, правда, еще и инфракрасный способ съемки, при котором изображение формируют невидимые глазу лучи, но он не используется для создания художественного видео. Но зато, если у тебя есть свет (в дальнейшем подразумевается - осветительные приборы), ты можешь творить свое видео даже в полной темноте. При наличии электричества, естественно. При съемке в яркий солнечный день, казалось бы, не нужны никакие осветительные приборы. За нас все сделает солнце. Ан нет. Дело в том, что ПЗС-матрица, как я уже говорил, сильно уступает человеческому глазу по всем показателям, в том числе по коэффициенту контрастности (или по фотографической широте). Поясняю: наш глаз хорошо различает фактуру как в ярко освещенных местах, так и в затемненных (он имеет очень большую фотографическую широту). Поэтому мы видим полноценное изображение одновременно и на солнце, и в тени. Глаз видеокамеры, он же ПЗСка, имеет очень узкий диапазон чувствительности в перепаде света. Если настроить диафрагму по светлым местам освещенного солнцем лица, то под глазами и в других теневых местах видеокамера покажет только провалы. Выглядит это очень некрасиво и в большом кино считается операторским браком. Поэтому киношники подсвечивают тени под глазами даже в яркий солнечный день. |