Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Свет для видео

Геннадий Курлаев

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-068-2


Вся нижеследующая статья посвящена созданию высокохудожественного видео. Кому наплевать, что у него получится (лишь бы что-то было снято), дальше читать не стоит. Конечно, в одной статье рассказать то, что изучают во ВГИКе несколько лет, не получится. Но по верхушкам проскакать попробуем.

Для начала пройдемся по классификации, которая разветвляется по нескольким направлениям, как генеалогическое древо старого еврея. Пойдем от корней. Как однажды сказал БГ своему другу Корнею, будучи в абсолютном подпитии: "Я должен держаться, Корней!".

Свет делится на две большие группы:

1. теплый свет (он же желтый свет, он же искусственный свет), имеющий цветовую температуру 3200 градусов по Кельвину;

2. холодный свет (он же белый свет, он же естественный свет), имеющий цветовую температуру 5500 градусов по Кельвину.

Теплый свет по своему спектральному составу близок к бытовым лампам накаливания (которые имеют цветовую температуру от 2500 до 3100 градусов). Холодный свет по своему спектральному составу близок к солнечным лучам, ласкающим людей в яркий солнечный день. Если с помощью приборов теплого света подсветить предмет, находящийся днем на улице, или стоящего у окна человека, то подсвеченные места окажутся с оранжевым оттенком. Если же мы захотим подсветить предмет, освещенный теплым светом, прибором холодного света, то подсвеченные места приобретут синеватый оттенок.

Итак, если ты снимаешь на улице или у окна, то свети приборами холодного света. Если ты снимаешь в помещении с искусственным освещением, то обращайся за помощью к приборами теплого света.

Исключением из правил являются люминесцентные лампы дневного света. Их цветовая температура (в зависимости от заполняющего их газа) колеблется от 4000 до 8000 градусов по Кельвину и не укладывается ни в какие операторские стандарты. Поэтому съемка при таком освещении крайне нежелательна. Лучше вообще выключить эти лампы и поставить только свой свет. Приборы искусственного света доступны по цене, поэтому ими пользуются чаще.

Приборы холодного света стоят в несколько раз дороже. Кроме того, они комплектуются металлогалогеновыми лампами (каждая стоит от $200 за штуку). Дело в том, что приборы белого света более универсальны (ими можно светить и при солнечном свете, и в темноте), имеют более высокий КПД светоотдачи и не нагревают помещения, что очень важно при съемке в маленьком, душном помещении или при большом скоплении народа.

Перейдем к следующему пункту классификации. И теплые, и холодные приборы делятся на направленный свет (он же рисующий, он же моделирующий) и рассеянный свет (он же заполняющий).

Приборы направленного света представляют собой прожекторы, обычно с регулируемым углом освещения. Осветительные приборы для киновидеосъемки, в отличие от обычных строительных прожекторов, равномерно распределяют световой поток по всей площади освещаемого прибором пятна ("ровный свет"). Обычные же прожекторы, уворованные на ближайшей стройке, для этих целей не годятся, так как имеют в световом пятне яркие и темные места ("ломаный свет").

Назад на стр. 054-068-1  Содержание  Вперед на стр. 054-068-3