ПАВЛИНЫ, ФРУКТЫ И ИНТЕРНЕТ-КАФЕ

Спецвыпуск Xakep, номер #023, стр. 023-092-2


Подойдешь в городе Москве к человеку. Ну, спросишь что-то. В лучшем случае, он тебя спросит: "Что надо?". В средней Азии все совсем по-другому. В начале, если даже тебе нужно просто спросить дорогу, ты подходишь к местному жителю – и завязывается неторопливый, по среднеазиатскому обычаю разговор: как здоровье, как здоровье родственников, здоровье домашних животных и т.д. – все по порядку, не спеша и не торопясь. Только после этого можно подходить к теме, с которой все в итоге начиналось: да, ой, мне же нужно было узнать дорогу. С радостной улыбкой абориген ответит тебе, что, в общем-то, он не очень занят, и, конечно, с удовольствием проводит тебя до места, в которое тебе нужно было попасть. Конечно, в том случае, если тебе туда еще надо и ты не окончательно и бесповоротно туда опоздал. Хотя, опоздать куда бы то ни было в Бухаре меряется с точностью до дня, к тому же все расстояния в Бухаре маленькие – а улицы запружены маленькими и проворными Daewoo Tico.

Зачем ехать в Узбекию? спросил меня Ноа. В принципе, как показала практика, в Бухаре можно делать всего несколько вещей: есть, спать, причем, желательно, не одному, и смотреть архитектуру, last but not least. Если употреблять все четыре средства в немедицинских дозах, то через некоторое время сознание кардинально изменится: жизнь замедляется, проблемы большого города, которые нет-нет - да и всплывают, постепенно оставят тебя в покое и постепенно организм вполне войдет в роль и приспособится под узбекские, словно нехотя вращающие стрелками, часы. Быть отдыхающим в Бухаре невозможно, потому что и так отдыхают все. Быть деловым, тем более, невозможно, потому что и так никто ничего не делает. Ну, если и делает, то, по крайней мере, незаметно.

Остается один выход – праздно, с полным сознанием своего ничего неделания шататься, периодически залезая на минареты, и, свободно рассевшись и свесив ноги с небольшой жестяной крыши диаметром в 1.5 метра на высоте метров 30, бороться с искушением созвать весь правоверный люд на молитву. Пробраться на минарет – несложно, и, что важно, недорого. Днем это стоит доллар. Ночью – порядка четырех. В услуги по осмотру достопримечательностей входит сопровождение проводником, который смотрит по сторонам и следит за тем, чтобы дорогие гости не свернули себе шею, что, в общем то сделать довольно просто, потому что очень часто памятник может быть более или менее отреставрирован только снаружи, а внутри может царить мрак и запустение. В тот раз, когда я таки забрался на минарет в Регистане, одном и самых красивых религиозных ансамблей Самарканда, мне очень повезло с проводником. И, опять же было очень весело нюхать табак и вести разговор за жизнь – неторопливый и ни к чему не обязывающий, как и все разговоры подобного рода.

Назад на стр. 023-092-1  Содержание  Вперед на стр. 023-092-3