Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Plug-in or not plug-in?

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-032-4


Шумоподавителей среди подключаемых модулей очень много. Например, в пакете All Waves Release 4.0 есть как экспандеры/гейты (С1 gate), так и денойзер X-Noise (рис.4). Экспандеры и гейты есть практически во всех остальных популярных пакетах. А серьезную конкуренцию Waves X-Noise составляет денойзер Sonic Foundry Noise Reduction.

Тембральная обработка

Для изменения тембра звука используются эквалайзеры - устройства, способные понижать или повышать уровень разных частотных полос. При этом понижается или повышается относительный уровень разных гармоник сигнала. Графические эквалайзеры, знакомые каждому по бытовой технике, при записи музыки применяются редко. Вместо них используются параметрические эквалайзеры, которые могут настраиваться на любую частотную полосу любой ширины и поднимать/опускать ее уровень. В любом пакете подключаемых модулей есть один-два параметрических эквалайзера (рис.5).

Модули эквалайзеров могут оказывать воздействие на звук несколькими разными способами, в зависимости от используемой математической модели электронной схемы. Схемы эти называются фильтрами, и их всего четыре. На рис.6 показано, как работает эквалайзер с фильтрами разных типов. Фильтр high-pass (пропускающий фильтр высоких частот) позволяет обрезать частоты, которые находятся до точки среза (F1), то есть пропускаются только высокие частоты. Фильтр low-pass (пропускающий фильтр низких частот) действует точно так же, только обрезает все частоты после точки среза. Оба этих фильтра используются в тех случаях, когда нужно подрезать либо низкие, либо высокие частоты. А вот фильтры band-reject (отклоняющий полосный фильтр) и band-pass (пропускающий полосный фильтр) производят полноценную параметрическую коррекцию. Первый вырезает частотную полосу, находящуюся между точками F1 и F2, а второй действует обратным образом - опускает частоты, которые находятся до точки F1 и после точки F2, то есть пропускает указанную частотную полосу. Однако в большинстве подключаемых модулей, в которых применяются фильтры band-reject и band-pass, нет раздельных регулировок двух точек обрезания. Обычно в них есть регулятор частоты среза и регулятор ширины полосы (между точками F1 и F2), на которую производится воздействие. Последний параметр называется «добротностью» (Q).

Отдельно существуют подключаемые модули, называемые «резонансными фильтрами», например, Opcode fusion: Filter. Они представляют собой разновидность Low-pass фильтра, у которого в районе частоты среза создается небольшой узкий подъем уровня, называемый «резонансом». Обычно у такого фильтра обязательно есть два регулятора: частота среза (cutoff) и резонанс (resonance). Чаще всего такие модули применяются для создания модных эффектов в танцевальной музыке.

Назад на стр. 044-032-3  Содержание  Вперед на стр. 044-032-5