Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Метод 2

Данила Go_Leen! Гулин

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-064-3


Повествовательный монтаж

Он же - линейный монтаж (не путать с техническим тезкой). Используется в передачах наподобие "В мире животных" или в фильмах, в которых есть рассказчик, повествователь и т.п., то есть предполагает разбивку сцен на чье-то "живое" повествование и на его "иллюстрирование".

Параллельный монтаж

Автомобильная гонка. Общий план: вид сверху, машины на старте. Крупный план: отмашка клетчатого флага. Общий план: несколько машин вырываются вперед. Средний план: дорога, по которой пробегают машины. Крупный план: вид из кабины водителя. Общий план… Наверное, ты уже догадался, что параллельным монтажом называют смену кадров в течение одного отрезка времени. Съемка с одной точки, тем более для такого динамичного события, как автомобильная гонка, - это скучно и непрактично (ничего не понятно и не видно). Нужна смена планов, и чем масштабнее действо, тем больше камер приходится задействовать.

Перекрестный монтаж

Почти то же, что и параллельный. Из-за "почти" часто возникают путаницы и некоторые товарищи даже считают эти два вида монтажа одним и тем же. Перекрестный монтаж - смена кадров, которые показывают события, происходившие в разное время или в разных местах. Впервые этот метод, как и предыдущий, применил Гриффит в своем фильме "Нетерпимость". Действие происходило в Древнем Вавилоне, Иудее и в Америке 1910-х годов. "Нетерпимость", зло всех времен и народов, было проведено сюжетной линией через весь фильм.

Ассоциативный монтаж

Этот способ часто называют "вертикальным монтажом". Это высокий полет киноискусства, восьмое чудо света родом из кинематографа: совмещаешь два кадра, а получаешь нечто третье, чего нет ни в одном из тех двух кадров. Например: невольник смотрит в небо сквозь прутья решетки. Следующий кадр - орел кружит в небе. Нечто третье получаемое: заключенный хочет на свободу.

Правила боя

Переходим от теории к практике. Если уж ты задумал снимать постановочный фильм, неплохо бы сначала написать сценарий, который нужен даже для фильма, экранизирующего произведение художественной литературы (сам Акунин переписывал "Турецкий гамбит", чтобы адаптировать его для съемок). Будет совсем хорошо, если нарисовать раскадровку фильма, которая схематично поясняла бы, как снять определенную сцену: масштаб плана, ракурс, динамика кадра, композиция. Своим видом раскадровка напоминает комикс, только без "облачков" с диалогами героев. Нарисовать ее можно простым карандашом, что обычно и делают.

Теперь определим, какой метод точнее всего передает замысел фильма? Какой метод покажет всю возможную драматичность или, напротив, комичность сцены? Тот же перекрестный монтаж очень хорошо передает контраст между сценами. Неклассический пример из современного кино - "Спасти рядового Райана". Показано наше время (Райан с детьми) и Вторая мировая война: умирающий сержант (Том Хэнкс) из последних сил говорит Райну, чтобы тот прожил жизнь достойно и заслужил ее :).

Назад на стр. 054-064-2  Содержание  Вперед на стр. 054-064-4