Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Метод 2

Данила Go_Leen! Гулин

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-064-5


Ну и, наконец, монтаж. Как я писал в одной статье этого номера, нужно обязательно просмотреть материал и составить "монтажный лист". После захвата составь "монтажный план фильма".

Если помнишь, фильмы Чарли Чаплина начинались с отступающей в виде кружочка темноты, а заканчивались наоборот - наступающей темнотой. Таким образом зрителю как бы давали сигнал о том, что фильм начинается или заканчивается. Сейчас в основном используют затемнение, которое в монтажном плане обычно отмечают как "выход из зтм" и, соответственно, "уход в зтм". Этот прием придаст фильму логичность и законченность.

Затемнение кадра тоже придумал Дэвид Гриффит. Последние годы своей жизни он провел в доме для престарелых безвестный и нищий, а в одном из своих последних интервью сказал: "Если бы я запатентовал только затемнение, я бы получал… миллион долларов в год…"

Чтобы зрителю стало ясно, где разворачивается действие фильма, перед началом сцены стоит показать общий план. Также неплохо показать адресный план, например, табличку с номером дома. И так всякий раз, когда действие переносится в новое место, но не обязательно сначала давать общий план, а после него другие.

Начать фильм можно хоть с макроплана, но рано или поздно хоть какой-нибудь общий план попросится в камеру. Однако если снимается документальный фильм или, тем более, репортажный, общий план понадобится прямо в начале работы. Кстати, все советские фильмы про заграницу так и снимали: сначала показывали Биг Бен, а потом - квартиру где-нибудь в Латвии. Это шутка, которую разыгрывает с нами наше сознание: если сначала показать дом, а потом интерьер (возможно, в совсем другом доме), сложится впечатление, что показывают комнату в "первом" доме. Монтаж действительно всемогущ.

Не используй дешевые переходы. Лично я не знаю более гениального перехода, чем прямая стыковка кадров, но думаю, что затемнение или наложение тоже нельзя отнести к дешевке.

Если видео сопровождается музыкой (или если это монтаж музыкального клипа), следи за тем, чтобы динамика монтажа совпадала с ритмом музыки. На малую долю (большой барабан) - смена кадра. Движения в кадре также должны четко идти в такт музыке.

Замедление пленки добавляет пафоса. Любое замедление движения, как и в случае с крупным планом, привлечет к себе особое внимание. Однако тут важно не переборщить: если замедление будет в каждой сцене, мозг примет это как норму и перестает обращать на этот факт свое пристальное внимание (как в позорно смонтированном фильме "Перл Харбор"). Итого - замедление следует использовать только в кульминационные моменты и там, где это будет смотреться красиво. Если опять-таки это не клип. В клипе каждый момент – кульминация, поскольку клип - это квинтэссенция фильма (а фильм - квинтэссенция жизни). Есть даже такой прием, когда во время съемки клипа включают фонограмму на ускоренном проигрывании, чтобы музыканты двигались быстрее и чтобы запись этих движений можно было замедлить до нормального темпа трека.

Назад на стр. 054-064-4  Содержание  Вперед на стр. 054-064-6