Выбираем микрофон Вадим Воронин & audiotest team Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-046-4 Второй важный момент, касающийся непосредственно записи: микрофон должен ловить только звуки инструмента (или голоса), на который направлено действие этого микрофона. Существует феномен, называемый эффектом вечеринки. Ты наверняка замечал, что в шумной компании, общаясь с одним человеком, ты сосредоточен только на нем, и бурные дискуссии окружающих тебя соплеменников как бы проходят мимо ушей. Записать же речь одного человека в такой обстановке – задача не из легких. Микрофон уловит все, что происходит вокруг, и на записи ты уже не сможешь выделить из толпы ни одного говорящего. Феномен основан на некоторой избирательности человеческого мозга, в подобных ситуациях он играет роль своеобразного фильтра, притупляя восприятие посторонних звуков. Но работает этот фильтр только в живой обстановке. Если говорить о записи в таких условиях, то здесь тебе потребуется "пушка" или другой узконаправленный микрофон. Нюансы при использовании нескольких микрофонов Если при записи ты используешь несколько микрофонов, то непосредственно перед процессом необходимо проверить их на синфазность. Делается это очень просто: направь все микрофоны на один источник звука и по очереди включай каждый микрофон в паре с эталонным. Если микрофоны сфазированы, то уровень сигнала в тракте усилится (именно так и должно быть). Если же микрофоны находятся в противофазе, ты заметишь это по снижению уровня сигнала. Здесь архиважно принять необходимые меры, иначе ты рискуешь остаться без записи. Поменять фазу микрофона можно на микшерских пультах, имеющих регулировку поворота фазы. Если такого пульта у тебя нет – бери в руки паяльник. Большинство микрофонов (практически все) сегодня реализованы на разъеме типа XLR, он же "канон". В нем (разъеме) и придется произвести соответствующие реформы для того, чтобы добиться сфазированности микрофонов. Pin1 в таких разъемах должен быть замкнут с экранирующей оплеткой и корпусом микрофона, pin2 – это "горячий" контакт (он же "hot", он же "+"), pin3 – "холодный" (он же "cold", он же "-"). Стоит заметить, что если ты заметил микрофон, работающий в противофазе с остальными – это вовсе не говорит о браке или низком качестве самого устройства. Иногда безусловную синфазность не гарантируют даже дорогие профессиональные микрофоны. Следующим важным моментом будет зависимость спектра сигнала от расстояния между источником звука и микрофоном. Чем ближе находится источник, тем больше низкочастотных составляющих будет "ловить" микрофон. Именно поэтому ты должен особо внимательно относиться к расстановке микрофонов. Например, при записи вокала микрофон обычно расположен на расстоянии 15-30 сантиметров от исполнителя. |