Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Свет для видео

Геннадий Курлаев

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-068-3


Направленный свет называют еще рисующим, потому что он дает резкие фактурные переходы с четкими тенями. Световой рисунок, созданный приборами направленного света, называют светотеневым. Он обычно подчеркивает драматизм снимаемой сцены, усиливает психологическое напряжение.

Более мягкую картину изображения обеспечивает рассеянный свет, который называют еще заполняющим за способность почти не давать теней. Этот вид света обычно используется при заполнении теней и темных мест после установки рисующего света. Световой рисунок, созданный приборами рассеянного света, называют еще полутоновым. Он обогащает фактуру изображения, прорабатывая полутона. Этот световой рисунок обычно придает лирическое настроение снимаемой сцене, и часто его выбирают для съемки портретов и эротики.

Теперь перейдем к классификации света по ориентации осветительных приборов относительно камеры. Относительно камеры свет бывает прямым (светит от камеры), боковым (светит сбоку) и контровым, или контражурным (светит на камеру).

Осветительные приборы обычно расставляют в зависимости от художественной задачи сцены. Например, контровой свет часто ставят для того, чтобы подсветить сзади волосы артиста, проработать фактуру прически и создать легкий, красивый световой ореол вокруг головы. Боковым светом обычно создают резкую теневую картинку, нагнетая напряжение сцены и т.д. И на прямой, и на боковой, и на контровой свет, в зависимости от художественной задачи, ставят как рисующие, так и заполняющие приборы.

Для создания специфических условий освещения применяют специальные насадки и аксессуары. Например, для создания бестеневого освещения применяют софтбоксы, отражательные зонтики, надеваемые на осветительные приборы. Также используют отражатели и оттенители. Для точечного высвечивания могут понадобиться световые тубусы.

Для того чтобы грамотно построить картину освещения, потребуются штативы. Они позволят разместить осветительные приборы на нужной высоте, выставить свет в нужном направлении. На штативы же крепятся отражатели и оттенители.

Для регулирования интенсивности освещения существует несколько способов. Первый, самый старый, дедовский способ – отодвинуть от снимаемого предмета или приблизить к нему прибор. Интенсивность освещения увеличивается или уменьшается пропорционально квадрату расстояния от прибора до предмета. Однако далеко не всегда на съемочной площадке есть свободное место для передвижения. Когда его нет, либо используют приборы с регулируемым световым потоком (диммером), либо ставят на приборы нейтральные фильтры из стеклоткани.

Перейдем к созданию специальных эффектов. Часто в съемке используется цветной свет. Для этого на любой киностудии можно купить цветные рулонные светофильтры. Эти светофильтры называют эффектными или просто цветными. Выпускаются также специальные светофильтры для изменения цветовой температуры осветительного прибора. Эти светофильтры называются конверсионными. Можно, например, преобразовать прибор теплого света в прибор холодного света, поставив на него специальный синий конверсионный светофильтр №5. А из прибора белого света можно сделать прибор теплого света, поставив на него оранжевый конверсионный светофильтр. Однако в результате этого увлекательного процесса оранжевый светофильтр съест полдиафрагмы от светового потока, а синий светофильтр съест две-три диафрагмы (световой поток ослабнет в два-три раза). Конечно, пододвинув прибор ближе или прибавив мощи диммером, можно все исправить, главное – думать головой :), но какой комплект света брать на съемку, поймешь только со временем. Если говорить о стандарте, то обычно хватает трех приборов: один рисующий, один заполняющий и один контровой.

Назад на стр. 054-068-2  Содержание  Вперед на стр. 054-068-4